2 1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Донецкой Народной Республики и законодательства Донецкой Народной Республики с учетом Международной Конвенции ООН о правах ребенка. В его основе заложены следующие основные принципы: сохранение уникальности и самоценности детства как важного 1) этапа в общем развитии человека, при этом самоценность детства понимается как период жизни, значимый сам по себе, без всяких условий, значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; личностно-развивающий 2) взаимодействия взрослых и (родителей гуманистический (законных характер представителей), педагогических и иных работников образовательной организации) и детей; сочетание 3) уважения личности ребенка с разумной требовательностью к нему; реализация Программы в формах, специфических для детей 4) данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка; 5) сохранение детской субкультуры; 6) компетентностный подход к развитию личности, сбалансированность между знаниевой (приобретенные знания, умения и навыки) и личностной (сформированность интересов, личностных качеств и волевого поведения ребенка) составляющими; формирование у детей целостной, реалистичной картины мира, 7) основ научного мировоззрения, приоритет социально-нравственного развития. 1.3. В Стандарте учитываются: 1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения 3 им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; 2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. 1.4. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития; 2) построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка; 3) содействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество образовательной организации с семьей, общественностью; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. 4 1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей: 1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение Донецкой Народной Республикой гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации Программы, ее структуре и результатам ее освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики относительно уровня дошкольного образования; 5) разностороннее развитие ребенка, задаваемое Стандартом в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, спецификой детства как самоценного периода жизни человека; 6) сохранение преемственности дошкольного и начального общего образования через создание оптимальных психолого-педагогических, санитарно-гигиенических условий для реализации единой траектории развития ребенка. 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития 5 способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения образовательный обучения процесс на и воспитания основе в целостный духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства; 6) формирования общей культуры личности ребёнка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) и обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ организационных формирования форм дошкольного Программ различной образования, направленности возможности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования возрастным, социокультурной индивидуальным, среды, психологическим и соответствующей физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 1.7. Стандарт является основой для: 1) разработки и реализации Программы образовательной организации; 2) разработки вариативных воспитательно-образовательных программ дошкольного образования; 3) Программы разработки нормативов финансового обеспечения реализации и нормативных затрат на оказание (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования; государственной 6 4) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических работников дошкольного образования, а также проведения их аттестации; 5) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 1.8. Стандарт включает в себя требования к: 1) структуре Программы (в том числе соотношению обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и ее объему; 2) условиям реализации Программы, в том числе психолого- педагогическим, кадровым, финансовым, материально-техническим; 3) результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования. 1.9. Программа реализуется на государственном языке в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании». 1.10. Дошкольное образование детей младенческого возраста (от рождения до 1 года) осуществляется в форме семейного образования. Родители (законные представители), обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного, имеют право на получение методической, консультативной организациях. психолого-педагогической, помощи без взимания диагностической платы в и образовательных 7 1.11. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. II. Требования к структуре Программы 2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 раздела I настоящего Стандарта. 2.2. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). 2.3. Программа направлена на: 1) создание условий для развития ребенка с учётом его способностей и возможностей, с целью позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности; 2) создание развивающей образовательной среды в образовательной организации, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации развития детей. 8 2.4. Программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Типовой образовательной программы дошкольного образования, согласно части 6 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании». При разработке Программы образовательная организация определяет продолжительность пребывания детей в образовательной организации, режим работы образовательной организации в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость возрастных групп. Образовательная организация может разрабатывать и реализовывать в группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продленного дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от года до восьми лет, в том числе разновозрастных групп. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в образовательной организации. 2.5. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; традиционные семейные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных 9 действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие фонематического звуковой слуха; и интонационной знакомство с книжной культуры культурой, речи, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование 10 элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие всех физических качеств (выносливость, гибкость, ловкость, сила, скорость), способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, равновесие), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Обеспечение коррекционной составляющей образовательных областей Программы является обязательным в системе развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2.6. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательноисследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка): 1) в раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с 11 материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; 2) для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно- исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. 2.7. Содержание Программы в образовательной организации должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; 5) систему отношений к деятельности (игре, труду, общению, творчеству, учению). 12 2.8. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5. настоящего Стандарта). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности, методики, формы организации образовательной работы. 2.9. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; объём части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. 2.10. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 2.10.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы. Пояснительная записка должна раскрывать: цели и задачи реализации Программы в образовательной организации; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, 13 формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития обучающихся, а также особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья). 2.10.2. Содержательный раздел Программы включает: 1) Типовую образовательную программу дошкольного образования, утвержденную Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики; 2) вариативные воспитательно-образовательные программы, которые обеспечивают реализацию интересов обучающихся, их семей, общества и государства в целях разностороннего развития детей; 3) адаптированные образовательные программы (в случае их реализации в образовательной организации); 4) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой; 5) описание деятельности образовательной организации, направленной на реализацию принципов непрерывности и преемственности; 6) описание деятельности образовательной организации по взаимодействию с родителями (законными представителями) обучающихся. 2.10.2.1. В содержательном разделе Программы должны быть представлены: 1) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; 2) способы и направления поддержки детской инициативы; 3) иные характеристики содержания существенные с точки зрения авторов Программы. Программы, наиболее 14 Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа воспитательно-образовательных программ, адаптированных образовательных программ, методик, форм организации образовательной работы, созданных ими самостоятельно. 2.10.2.2. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: реализацию специфики национальных, социокультурных и иных 1) условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор 2) воспитательно-образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции образовательной организации. 3) 2.10.2.3. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагается использование адаптированных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий 1) детей с ограниченными возможностями здоровья, квалифицированной помощи в освоении Программы; оказание им 15 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах компенсирующей и комбинированной направленности, должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется образовательной организацией самостоятельно. 2.10.3. Организационный материально-технического раздел обеспечения должен содержать Программы, описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметнопространственной среды, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок, позволяющих ознакомиться с содержанием воспитательно-образовательных программ, выбранных участниками образовательных отношений, адаптированных образовательных программ, методик, форм организации образовательной работы. 16 2.11. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации Программы должны быть указаны: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа образовательной организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности её реализации для этой категории детей; 2) используемые в воспитательно-образовательном процессе образовательные программы; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. III. Требования к условиям реализации Программы 3.1. требования Требования к условиям реализации Программы включают к психолого-педагогическим, кадровым, материально- техническим, финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Условия реализации Программы должны обеспечивать разностороннее развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 17 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создает условия для вариативности дошкольного образования; 5) обеспечивает открытость дошкольного образования; 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. 3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы: 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 18 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, согласно части 1 статьи 31 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании». 3.2.2. Для получения без дискриминации качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей форм, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его индивидуальной образовательной траектории и/или профессиональной коррекции особенностей его развития), оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических 19 особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. 3.2.4. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, благополучия через предполагают: 1) обеспечение эмоционального непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; 4) построение развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со 20 взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей; 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 3.2.5. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 1) профессионального развития педагогических и руководящих работников дошкольного образования, в том числе их дополнительного профессионального образования; 2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); 3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. 3.2.6. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться 21 условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей. При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида. 3.2.7. Образовательная организация должна создавать возможности для: 1) предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности, в том числе в информационной среде; 2) обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. 3.2.8. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки должен соответствовать действующим в Донецкой Народной Республике на основании части 2 статьи 86 Конституции Донецкой Народной Республики санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. 3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде: 3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 22 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3.3.3. Развивающая обеспечивать учет предметно-пространственная национально-культурных среда условий, в должна которых осуществляется образовательная деятельность, возрастных и половозрастных особенностей детей, создание необходимых условий в случае организации инклюзивного образования. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 3.3.4.1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: 1) игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); 2) двигательную активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики), участие в подвижных играх и соревнованиях; 23 3) эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; 4) возможность самовыражения детей. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 3.3.4.2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3.3.4.3. 1) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; 2) наличие в образовательной организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 3.3.4.4. 1) Вариативность среды предполагает: наличие в образовательной организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; 2) периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 24 3.3.4.5. 1) Доступность среды предполагает: доступность ограниченными для воспитанников, возможностями здоровья в и том числе детей детей-инвалидов, с всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; 2) свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; 3) исправность и сохранность материалов и оборудования. 3.3.4.6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. 3.3.5. Образовательная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. 3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы: 3.4.1. Реализация обеспечивается Программы руководящими, в образовательной педагогическими, организации административно- хозяйственными работниками образовательной организации. Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение всеми участниками воспитательно- образовательного процесса в течение всего времени ее реализации в образовательной организации. 25 3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями согласно действующему на территории Донецкой Народной Республики Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.10.2010, регистрационный № 18638, на основании Указа Главы ДНР от 25.08.2020 № 293 «О применении на территории Донецкой Народной Республики общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Общероссийского классификатора занятий, Единого тарифно-квалификационного работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональных стандартов Российской Федерации», необходимыми для создания условий социальной ситуации развития детей, обозначенных в подпункте 3.2.4. пункта 3.2. раздела III настоящего Стандарта. 3.4.3. При работе в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья, при организации в группах инклюзивного образования в образовательной организации должны быть предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья обучающихся, в том числе ассистентов (помощников, тьюторов), оказывающих детям необходимую помощь. 3.5. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают: 26 1) требования, определяемые в соответствии с действующими в Донецкой Народной Республике на основании части 2 статьи 86 Конституции Донецкой Народной Республики санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами; 2) требования, определяемые в соответствии с действующими в Донецкой Народной Республике на основании части 2 статьи 86 Конституции Донецкой Народной Республики правилами пожарной безопасности; 3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; 4) требования к материально-техническому обеспечению Программы; 5) оснащенность помещений развивающей предметно- пространственной средой. 3.6. Требования к финансовым условиям реализации Программы. 3.6.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств Республиканского и местных бюджетов Донецкой Народной Республики на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами Донецкой Народной Республики, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии с настоящим Стандартом. 3.6.2. Финансовые условия реализации Программы должны: 1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; 27 2) обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; 3) отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования. 3.6.3. Финансирование реализации Программы должно осуществляться в объёме определяемых органами государственной власти Донецкой Народной Республики нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии с настоящим Стандартом, с учетом типа образовательной организации, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия образования – специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психологопедагогические, медицинские, социальные или иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и 28 должны быть достаточными и необходимыми для осуществления образовательной организацией: 1) расходов на оплату труда работников, реализующих Программу; 2) расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной пространственной деятельности среды, в и том создания числе развивающей специальных предметно- для детей с ограниченными возможностями здоровья; 3) расходов на охрану и укрепление здоровья детей, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря; 4) оплаты услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 5) расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности; 6) иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы. IV. Требования к результатам освоения Программы 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Они 29 отражают социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов уровней развития ребенка, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Донецкой Народной Республике, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров. 4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и образовательной организации, реализующей Программу. 4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. В соответствии с частью 2 статьи 61 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. 4.4. Настоящие требования являются ориентирами для: 1) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Донецкой Народной Республики; 30 2) решения задач: формирования Программы образовательной организации; анализа, планирования профессиональной деятельности руководящих и педагогических работников; взаимодействия с семьями, общественностью; 3) 4) изучения характеристик образования детей дошкольного возраста; информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Донецкой Народной Республики. 4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: 1) оценку качества образования; 2) оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); 3) аттестацию педагогических кадров; 4) оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; 5) распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников образовательной организации. 4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: 4.6.1. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: 1) ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими 31 предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; 2) использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; 3) владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; 4) стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; 5) проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; 6) проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; 7) стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.), у ребенка развита крупная моторика. 4.6.2. Целевые ориентиры на этапе овладевает основными завершения дошкольного образования: 1) ребенок культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; 2) ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством 32 собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; 3) ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; 4) ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; 5) у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; 6) ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; 7) ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 33